Select Page

Виртуальная реальность – это будущее бизнеса, заменяющее глиняные модели и фанерные макеты. AR – карандаши, ручки, бумаги и линейки, с помощью которых мечты воплощаются в реальность.

Информационная революция продолжается – новые технологии ломают стереотипы и представления о возможном во всех областях нашей жизни.

Специально для наших читателей мы подготовили перевод отрывка книги «Конвергенция, как оцифровать реальный мир», написанной известным специалистом в области виртуальной/дополненной реальности,  сотрудником журнала Forbes Сэмом Штейнбергом (Sam Steinberger, «Convergence, How the World Will Be Painted With Data»).

Отрывок является практической демонстрацией возможностей виртуальной (аббревиатура – VR) и дополненной реальностей (аббревиатура – AR) для бизнеса.

Преимущества технологии дополненной реальности

Получив контракт на работу над новой больницей, дизайнерская компания Arup принялась за работу. Имея по всему миру более 14,000 сотрудников, компания работала с клиентами, которые требовали высочайшей эффективности в сжатые сроки. Успешный опыт проектирования сиднейского оперного театра и пересадочного узла нью-йоркского метро доказал, что Arup – настоящие профессионалы.

Строительство нового объекта всегда уникально, поэтому Arup применяет итерационный подход на всех этапах проектирования.  Итерации необходимы для анализа целого набора данных, например: местоположения, топографии, трафика, акустики, планировки объекта. Клиент хочет понять, как будет выглядеть и «жить» объект в конкретных условиях окружающей среды.

В новом проекте было решено применить все наработки специалистов нью-йоркского офиса компании в виртуальной и дополненной реальностях.

После получения необходимой исходной информации, команда должна была за 48 часов подготовить материалы презентации, включающей общий вид участка перед началом строительства, в процессе строительства и непосредственно результат – все этапы должны были быть воссозданы с помощью дополненной реальности с сопутствующими видео и звуковым сопровождением. В презентации должны были быть учтены все нюансы – начиная от схем движения, до функций механических и охранных систем. Существенной проблемой стало место строительства, расположенное по ту сторону страны в Санта-Монике, штат Калифорния.

Совместными усилиями, работая через облачный сервис и используя возможности дополненной реальности, команда смогла уложиться в поставленные сроки. По словам руководителя группы, клиенты пришли в восторг от эффективности команды и её демонстрации конечного продукта при помощи AR технологий. Подобный случай один из множества, когда дополненная реальность естественным образом интегрировалась в процесс архитектурного проектирования.

Отличие AR от VR и методы их применения

Ведущие устройства в области дополненной реальности, такие как HoloLens и Magic Leap, имеют узкий угол обзора, в отличие от шлемов виртуальной реальности HTC Vive и Oculus Rift. Поэтому просматривать и изменять здание при помощи виртуальной реальности куда проще. Удобство технологии виртуальной реальности опережает дополненную реальность, как минимум, лет на пять.

Главной проблемой использования VR технологии является необходимость наличия  мощного оборудования – вычислительной мощности зачастую не хватает на обработку множества «тяжелых» моделей. Но проектировщики хотят большего – платформу, которая позволит плавно переходить от AR к VR.

Несмотря на явные недостатки, Arup не боится использовать AR технологий в своем производственном процессе. На протяжении многих лет компания использовала такие системы дополненной реальности как Google Project Tango. В настоящее время в проектах Arup важную роль играет HoloLens, однако компания заинтересована использовать гарнитуру Magic Leap в дальнейшем.

Дополненная реальность – делать невидимое видимым

Практический опыт компании Arup показывает, что дополненная реальность способна дать существенное преимущество в проектировании, начиная от возможности оперативной замены макетов на локации и заканчивая моделированием реальных событий, например, потока пешеходов.

Очень сложно убедить клиентов доплачивать за применение технологий VR и AR в проектировании, но когда они видят практические преимущества, то начинают склоняться к их использованию.

Однажды в процессе разработки пригородной железной дороги Нью-Йорка, Arup использовала HoloLens для демонстрации будущего проекта, добавив туда имитационную модель пешеходов. Когда смоделированные пешеходы появились на сцене, клиенты смогли увидеть, как они перемещаются в спроектированном пространстве, а также куда смотрит каждый из них. Кстати, последнее наблюдение помогло оптимизации расположения вывесок.

Цифровое моделирование зданий

Важным преимуществом дополнительной реальности является возможность использования цифрового моделирования (Building Information Modeling, далее BIM), позволяющего моделировать объекты в трехмерном пространстве. Данная система не только помогает на этапе проектирования, но в сочетании с системами АСУТП позволяет управлять объектом на этапах эксплуатации – знать когда нужно заменить детали конструкции, как устранить проблемы с потреблением электроэнергии или оценить уровень освещенности в здании на протяжении дня.

Например, до завершения ремонта офиса Arup, пока все инфраструктурные элементы были хорошо видны, дизайнеры провели трехмерное сканирование пространства. Добавляя и удаляя слои в BIM, команда смогла представить информацию о том, как пространство выглядело до реконструкции, во время реконструкции и после ее завершения. Таким образом, любой пользователь HoloLens мог видеть, где находится каждый из элементов инженерии, вдобавок был смоделировал поток сотрудников, движущихся по коридорам офиса.

Работа с дополненной реальностью при проектировании напоминает путешествие во времени. Используя AR можно увидеть, как здание выглядело в разные промежутки времени и даже заглянуть глубже – увидеть «нервы и мышцы» здания в виде арматуры и кабелей. Благодаря подобным технологиям инженеры могут проверять здание на соответствие планам. В будущем строители будут иметь гарнитуру, с помощью которой они смогут физически видеть здание над которым работают, что позволит собирать его, как мозайку.

Работа с акустикой

Визуальная часть проекта не даст эффекта полного присутствия без соответствующей акустики. Все звуки должны быть тщательно обработаны. Это позволяет получить огромное количество информации – можно исследовать влияние звукоизоляционных материалов или узнать, что может услышать человек, если место предусматривает большое скопление людей.

Так во время презентации одного из своих проектов исследователи акустики и звуковые режиссёры демонстрировали как местность звучит сейчас: трафик из машин с двигателем внутреннего сгорания, болтающие и идущие по тротуару пешеходы. После чего показали звуковые дорожки различных сценариев: что если трафик состоит из электромобилей; насколько шумны дроны; что будет, если большим автомобилям запретить проезд.

Заключение

За время своего существования AR и VR уже оказали глубокое влияние на промышленный дизайн и инженерную архитектуру, как в свое время сделал это AutoCAD.

Возможность комбинировать визуальные эффекты VR/AR, информацию BIM и акустические модели позволяет дизайнерам, инженерам, заказчикам изучать проекты до мельчайших деталей.

Если AR предоставляет уникальные знания и опыт в процессе строительства, то VR способен отлично продемонстрировать конечный результат.

Простыми словами, VR – это будущее, заменяющее глиняные модели и фанерные макеты. AR – карандаши, ручки, бумаги и линейки, с помощью которых мечты воплощаются в реальность.

Перевод и редакция: Максим Русаков, Кожинов Андрей

Источник: https://medium.com/@CharlieFink/architecture-design-and-ar-30ebbe8cff4e

 

Заполни форму и получи больше информации по виртуальной реальности